1. Федеральным законом от 19.10.2023 № 503-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Градостроительный кодекс РФ в части распределения полномочий в сфере градостроительства среди федеральных органов государственной власти.
В частности, полномочия по установлению перечня расчетных показателей, обязательных к внесению в региональные и местные нормативы градостроительного проектирования перешли от Правительства РФ к Минстрою России. К вышеуказанному органу также перешли полномочия по установлению перечня сведений, документов и материалов, размещаемых в ГИСОГД субъектов РФ, доступных для запроса физическими, юридические лицами и органами публичной власти, а также полномочия по установлению видов инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, порядка их выполнения, а также случаев, при которых требуется выполнение таких изысканий.
Изменения вступают в силу 01.01.2024.
2. Федеральным законом от 27.11.2023 № 561-ФЗ внесены изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации. В новой редакции изложена статья 167 Жилищного кодекса Российской Федерации. В частности предусмотрено, что в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, включенных в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, оценки соответствия технического состояния многоквартирных домов и их систем инженерно-технического обеспечения нормативным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, а также определения возможности дальнейшей эксплуатации таких многоквартирных домов и (или) установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в таких многоквартирных домах с определением перечня и объема услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества проводиться обследование технического состояния многоквартирных домов. Устанавливается порядок его проведения.
Расширяется объем полномочий, которыми органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе наделить регионального оператора, а именно правом по закупке товаров (материалов и оборудования, в том числе высокотехнологичного оборудования), необходимых для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Порядок подготовки и утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта, требования к таким планам, порядок предоставления органами местного самоуправления и собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на специальном счете, сведений, необходимых для подготовки таких планов, внесения изменений в них, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В случае проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в целях восстановления технического состояния этого многоквартирного дома в объеме, необходимом для ликвидации последствий аварии, иной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме принимается без проведения общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2024 года.
3. Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 06.10.2023 № 698 внесены изменений в Требования к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 9 января 2018 г. № 10 (далее - Требования).
Так, требования дополнены пунктом 26.2, который устанавливается типы геометрий, которые применяются при описании пространственных данных.
В новой редакции изложены: пункт 41.1 Требований «Перечень объектов в классе «Границы единиц административно-территориального деления Российской Федерации»; пункт 47.1 Требований «Перечень объектов в классе «Объекты образования и науки»; пункт 62.1 Требований «Перечень объектов в классе «Железнодорожные линии»; пункт 65.1 Требований «Перечень объектов в классе «Улично-дорожная сеть городского населенного пункта»; пункт 66.1 Требований «Перечень объектов в классе «Улично-дорожная сеть сельского населенного пункта»; пункт 113.1 Требований «Перечень объектов в классе «Зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации»; пункт 143.1 Требований «Перечень объектов в классе «Поверхностные водные объекты»; пункт 144.7 Требований «Справочник: Критерии отнесения объекта к особо опасным и технически сложным объектам…».
Дополнены следующие перечни объектов: в классе «Территория муниципального образования» (пункт 44.1 Требований) строками применительно к муниципальному округу, территории агломерации, межселенной территории; «места и объекты массового посещения, в том числе тематический туризм» (пункт 52.1 Требований); «речной вокзал» (пункт 74.1 Требований); «газоперерабатывающий комплекс», «газорегуляторный пункт» (пункт 83.1 Требований); «объекты и сооружения гражданской обороны» (пункт 99.1 Требований); строка «603011101» - «водоохранная (рабоохранная) зона»; сроки «603010901 - 603010903» в пункте 112.1 Требований; пункт 120.1 «Перечень объектов в классе «Иные зоны с особыми условиями использования» дополнен новыми строками; пункт 126.1 Требований «Перечень объектов в классе «Территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера» дополнен строкой «сейсмоопасные территории»; пункт 127.1 Требований «Перечень объектов в классе «Территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера» дополнен строкой «Зона локального загрязнения почв»; пункт 130.1 Требований «Перечень объектов в классе «Особые экономические зоны» дополнен строками «Промышленно-производственная экономическая зона», «Технико-внедренческая экономическая зона», «Туристско-рекреационная экономическая зона», «Портовая особая экономическая зона»; пункт 133.1 Требований «Перечень объектов в классе «Функциональные зоны» дополнен строками «Зона добычи полезных ископаемых», «Зона виноградников»; пункт 139.1 Требований «Перечень объектов в классе «Территории зеленого фонда городских и сельских поселений» дополнен строкой «Границы ключевых орнитологических территорий (КОТР)»; пункт 142.1 Требований «Перечень объектов в классе «Леса» дополнен строками «Границы лесничества», «Лесной квартал», «Городские леса».
4. Распоряжением Министерства культуры РФ от 23.10.2023 № Р-2879 «Об утверждении методических рекомендаций органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления о применении нормативов и норм оптимального размещения организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры» утверждена новая редакция методических рекомендаций органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления о применении нормативов и норм оптимального размещения организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры.
Предыдущая редакция методических рекомендаций, утвержденная распоряжением Министерством культуры РФ от 02.08.2017 № Р-965, утратила силу.
В частности, указано, что расчет нормативной потребности субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) в объектах культуры может предусматривает учет:
вида объекта исходя из его функционального значения, специализации, профиля;
нормативного значения (количества) сетевых единиц различных функциональных видов организаций культуры, обеспечивающих комплекс услуг в соответствии с полномочиями в сфере культуры органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
численности населения, которое должно быть обеспечено услугами организаций культуры;
показателя территориальной доступности (время в пути до объекта культуры).
Расчет нормативной потребности в строительстве объектов культуры дополнительно учитывает мощность объектов культуры (количество мест на 1 000 человек).
Доступность услуг государственных и муниципальных организаций культуры обеспечивается за счет шаговой и транспортной доступности, а также путем информационно-коммуникационных технологий доступа к электронным ресурсам (виртуальным экскурсиям, спектаклям, концертам) и путем организации гастролей.
Также, даются более подробные рекомендации по нормативам и нормам оптимального размещения библиотек, музеев, театров, концертных организаций, цирка, учреждений культуры клубного типа, передвижных культурных центров, парков культуры т отдыха, зоопарков, ботанических садов, кинотеатров и кинозалов.
5. Минстрой России в своем письме от 25.10.2023 N 65814-СМ/08В изложил позицию по вопросу установления требований к архитектурно-градостроительному облику (АГО) объектов капитального строительства
Процедура согласования АГО возможна только в отношении территорий, которые определены в правилах землепользования и застройки и в границах которых градостроительным регламентом установлены требования к АГО.
Процедура согласования АГО невозможна в отношении земель и земельных участков, в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, в том числе в отношении земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего развития.
При установлении требований к АГО в границах территорий, совпадающих с границами зон охраны объекта культурного наследия, подлежит учету режим использования земель и земельных участков, установленный в границах ЗОУИТ.
При установлении требований к АГО в границах территорий, совпадающих с границами исторических поселений, подлежат учету требования к архитектурным решениям объектов капитального строительства.
При отсутствии согласования АГО уполномоченные органы отказывают в выдаче разрешения на строительство.
6. Приказом Минстроя России от 14.11.2023 № 814/пр установлен перечень нормативных правовых актов, оценку соблюдения которых контролирует Минстрой при госэкспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий.
В перечне приведены, в числе прочего, гиперссылка на текст нормативного правового акта на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), реквизиты структурных единиц нормативного правового акта, содержащих обязательные требования.
7. В Государственную Думу внесен законопроект «О внесении изменений в часть 4 статьи 60 Водного кодекса РФ» (№ 486735-8), а именно из правила о недопустимости проектирования прямоточных систем технического водоснабжения сделано исключение «кроме прямоточных систем технического водоснабжения тепловых и атомных электрических станций».
Кроме того, предлагается дополнить статью следующим абзацем: архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, капитальный ремонт прямоточных систем технического водоснабжения тепловых и атомных электрических станций осуществляется в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 62 настоящего Кодекса, законодательством в области охраны окружающей среды с учетом установленных в схемах комплексного использования и охраны водных объектов лимитов и квот забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта.
8. В Государственную Думу внесен законопроект «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (№ 486371-8), которым предлагается в новой редакции изложить пункт 13 части 1 статьи 14 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», а именно теперь Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия обязательства субъекта Российской Федерации обеспечить непредоставление и неиспользование земельных участков, на которых располагались многоквартирные дома, общая площадь аварийного жилищного фонда в которых учитывалась при расчете увеличения установленного для субъекта Российской Федерации лимита предоставления финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в целях, отличных от целей размещения объектов коммунального обслуживания, социального обслуживания, здравоохранения, образования и просвещения, общественного управления, обустройства мест для занятий спортом, физической культурой, пеших прогулок, размещения парков, садов и скверов, строительства многоквартирных домов, индивидуального жилищного строительства, если данный вид разрешенного использования земельного участка является основным в соответствии с градостроительным регламентом. Данное условие не распространяется на земельные участки, на которых располагались указанные многоквартирные дома, если переселение граждан из таких многоквартирных домов осуществлялось в рамках реализации решения о комплексном развитии территории жилой застройки, и земельные участки под многоквартирными домами, расселенными с участием средств Фонда, включенные в решение о комплексном развитии территории жилой застройки.
9. Начались публичные обсуждения проекта согласования приказа «О внесении изменений в Порядок разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства, утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 ноября 2020 г. № 734/пр» (ID проекта:141338).
Указанные изменения направлены на упрощение процедуры согласования СТУ и конкретизацию некоторых отдельных положений.
Во-первых, полномочия представителя, направляющего в интересах заявителя документы для согласования СТУ в Минстрой России, могут быть подтверждены посредством Платформы полномочий ФГИС «Единая система идентификации и аутентификации». В таком случае представление документа, подтверждающего полномочия представителя не требуется.
Во-вторых, документация, направленная для согласования СТУ, может быть подписана:
- простой или усиленной неквалифицированной электронной подписью в случае, если документация подаётся от имени индивидуального предпринимателя или физического лица;
- усиленной неквалифицированной электронной подписью, либо усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП), если документы подаются от имени юридического лица. Действующий Порядок позволяет использовать только УКЭП.
В-третьих, срок рассмотрения СТУ сокращён с 20 до 19 дней (источник - pgplaw.ru).