1. Опубликован приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 06.09.2023 № 620 «О внесении изменений в Требования к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 9 января 2018 г. № 10».
Изменения направлены на корректировку условных обозначений условных обозначений для различных классов объектов, а также перевод из обязательных для отображения в статус необязательных отдельных характеристик объектов федерального, регионального и местного значения.
Документ вступает в силу 01.10.2023.
2. В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.09.2023 № 1174 признано утратившим силу постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.07.2012 № 613 «Об утверждении Концепции создания промышленной зоны на территории перспективного развития Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра».
3. С 1.10.2023 вступает в силу Федеральный закон от 24.07.2023 № 351-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации», который включает в ГК РФ новые положения об общем имуществе собственников недвижимости.
Так, Гражданский кодекс Российской Федерации дополнен новым пунктом параграфом 2 «Общее имущество собственников недвижимых вещей», который закрепил признаки общего имущества, а именно:
- принадлежит собственникам недвижимости, которая расположена в здании (сооружении) или на общей территории и связана физически (технологически);
- предполагали использовать его для общих нужд при создании (образовании) недвижимости или приобрели (создали) его в дальнейшем для этих целей.
Указано, что собственник недвижимости может получить любую информацию о решениях общего собрания.
По общему правилу решение вопросов владения, пользования и распоряжения общим имуществом принимают большинством голосов всех собственников.
Если из-за действий одного из собственников возникли допрасходы на содержание имущества, он должен их оплатить.
Также статья 287.5 ГК Российской Федерации дополнена пунктом следующего содержания: «Собственникам помещений, машино-мест принадлежат доли в праве общей собственности на общее имущество. Предназначение имущества для удовлетворения общих потребностей собственников помещений, машино-мест может следовать в том числе из его расположения и назначения, определенных при строительстве здания или сооружения, либо из решения собственников помещений, машино-мест о приобретении, создании или об образовании общего имущества».
4. С 01.10.2023 вступает в силу Федеральный закон от 24.07.2023 № 338-ФЗ «О гаражных объединениях и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Закон регулирует статус гаражных комплексов и территорий гаражного назначения.
Территория гаражного назначения (ТГН) — совокупность земельных участков, на которых размещены или будут размещены гаражи для личного использования гражданами, а также земельные участки общего назначения.
Гаражный комплекс — здание или сооружение (в том числе подземное) для размещения транспортных средств на машино-местах. В составе гаражного комплекса могут быть нежилые помещения.
Действие закона не распространяется:
Новый закон определяет:
Член кооператива, полностью уплативший паевой взнос, вместе с правом собственности на гараж (машино-место, нежилое помещение) получает долю в праве собственности на общее имущество.
Уже существующие гаражные кооперативы должны вести свою деятельность в соответствии с требованиями нового закона.
Если паевые взносы полностью уплачены, кооператив наделяется статусом товарищества собственников недвижимости. Изменить наименование кооператива и привести устав в соответствие новому закону нужно при очередном его изменении, конкретного срока нет. До этого момента устав кооператива действует в части, не противоречащей закону.
Членские взносы вносят исключительно на расчетный счет товарищества не чаще 1 раза в месяц.
Размер взносов устанавливают с учетом приходно-расходной сметы и финансово-экономического обоснования. Эти документы должно утвердить общее собрание членов товарищества.
Член товарищества может выйти из него, сохраняя при этом право собственности на гараж или машино-место. Права и обязанности собственников, которые не вступили в товарищество или вышли из него, урегулированы отдельной статьей нового закона.
5. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.09.2023 № 1484 «О внесении изменений в Правила предоставления финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда», возможно направлять средства публично-правовой компании «Фонд развития территорий» на реализацию решений о комплексном развитии территорий жилой застройки в границах которых расположен аварийный жилищный фонд.
6. В соответствии с Перечнем поручений по итогам совещания по вопросу развития строительной отрасли, утвержденным Президентом Российской Федерации 17.09.2023 № Пр-1845, по итогам совещания по вопросу развития строительной отрасли Президент РФ среди прочего поручил:
7. В первом чтении Государственной Думой Российской Федерации принят законопроект «О жилых комплексах, об управлении имуществом общего пользования в жилых комплексах» (№ 155842-8), предметом которого является регулирование отношений, касающихся имущества общего пользования в комплексе индивидуальных жилых домов и земельных участков с общей инфраструктурой.
Законопроектом предусматривается закрепление в законодательстве понятия жилого комплекса. Основными признаками, отличающими жилой комплекс, являются:
наличие совокупности индивидуальных жилых домов и (или) земельных участков;
наличие иных объектов, включая объекты, которые определены как имущество общего пользования и используются для удовлетворения потребностей всех собственников индивидуальных жилых домов и (или) собственников земельных участков;
наличие документации по планировке территории, в границах которой располагаются указанные земельные участки.
Законопроектом предусматривается, что к жилым комплексам также относятся малоэтажные жилые комплексы, построенные в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
Законопроектом предусматриваются переходные положения, обеспечивающие право собственников индивидуальных жилых домов и (или) земельных участков, находящихся в границах территории, в отношении которой до вступления в силу законопроекта документация по планировке территории не утверждена, инициировать процедуру проведения общего собрания собственников в целях принятия решения о признании жилым комплексом совокупности таких индивидуальных жилых домов и (или) земельных участков, и иных объектов общего пользования. Указанное решение может быть принято при соблюдении следующих условий:
1) индивидуальные жилые дома расположены на смежных земельных участках;
2) в границах указанной территории расположено имущество, которое может быть признано имуществом общего пользования в порядке, предусмотренном законопроектом;
3) собственники индивидуальных жилых домов и иных объектов недвижимости, расположенных на смежных земельных участках, приняли решение о признании жилым комплексом.
Законопроектом предусматривается также возможность признания жилым комплексом совокупности индивидуальных жилых домов и иных объектов недвижимости, включая объекты, которые используются для удовлетворения потребностей всех указанных собственников индивидуальных жилых домов, по решению суда в случае, если решение о признании жилым комплексом не принято одним или несколькими собственниками имущества общего пользования, но принято собственниками индивидуальных жилых домов, количество которых составляет не менее трех четвертей от общего количества таких собственников.
Законопроект регулирует отношения, связанные с управлением и содержанием имущества общего пользования, которое используется для удовлетворения потребностей всех собственников индивидуальных жилых домов, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества собственников индивидуальных жилых домов и (или) земельных участков в жилых комплексах.
Так, статьей 9 законопроекта прямо предусмотрено, что в случае если
в границах территории жилого комплекса расположено имущество, которое
не находится в долевой собственности, владение и пользование таким имуществом собственниками и арендаторами осуществляется по соглашению
с собственником такого имущества с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом. При этом собственник такого имущества,
устанавливать плату за пользование им.
Законопроектом предусмотрены особенности проведения общего собрания собственников индивидуальных жилых домов и (или) земельных участков, а также возможность выбора одного из трех способов управления имуществом общего пользования: непосредственное управление, товарищество собственников недвижимости или управляющая организация.
Решения общего собрания и протокол общего собрания подлежат размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства лицом, инициировавшим проведение общего собрания, что обеспечивает возможность ознакомления с их содержанием всем заинтересованным лицам.
В соответствии с законопроектом в случае, если собственниками способ управления не выбран или не реализован, управление имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется непосредственно собственниками.
Также законопроектом решаются вопросы предоставления коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
При регулировании отношений, связанных с использованием членских взносов при управлении жилым комплексом товариществом собственников недвижимости, применяется подход, аналогичный регулированию сходных отношений, связанных с использованием членских взносов членов садоводческих некоммерческих товариществ и огороднических некоммерческих товариществ, закрепленный Федеральным законом от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».