1. Федеральным законом от 26.02.2024 № 35-ФЗ
внесены изменения в Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего развития в Российской Федерации».
Изменения касаются приведения в соответствие с действующим законодательством наименований органов власти. Также в новой редакции изложена часть 1 статьи 9 указанного закона, а именно по новому определен перечень недвижимого имущества, которое передается на праве собственности и аренды управляющей компании: недвижимое имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности и расположенное на территории опережающего развития, и (или) находящееся в государственной или муниципальной собственности иное имущество, необходимое для обеспечения функционирования территории опережающего развития и (или) обеспечения осуществления деятельности резидентов территории опережающего развития.
2. 23.02.2024 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2024 № 156 «Об утверждении критериев создания особой экономической зоны, Правил создания особой экономической зоны и изменения площади особой экономической зоны и требований к инвестиционным проектам, реализуемым резидентами особых экономических зон».
Ранее действовавшее постановление Правительства Российской Федерации от 26.04.2012 № 398 «Об утверждении критериев создания особой экономической зоны» признано утратившим силу.
Так, решение о создании особой экономической зоны (далее - ОЭЗ) на территории субъекта Российской Федерации и территории одного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований субъекта Российской Федерации принимается Правительством Российской Федерации при ее одновременном соответствии критериям создания особой экономической зоны (далее - критерии).
Указаны случаи, при которых создание ОЭЗ возможно без выполнения определенных критериев. Определен порядок рассмотрения заявок (предложений) на создание ОЭЗ (на увеличение площади ОЭЗ).
Требования к инвестиционным проектам, реализуемым резидентами ОЭЗ, включают в себя требования к минимальному объему инвестиций. При этом резидент ОЭЗ должен осуществить в первые 3 года реализации инвестиционного проекта не менее двух третьих общего объема инвестиций.
3. 01.09.2024 вступает в силу постановление Правительства РФ от 02.02.2024 № 112, которым утверждены:
- Правила подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принятия решения об утверждении документации по планировке территории, внесения изменений в такую документацию, отмены такой документации или ее отдельных частей, признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению, а также подготовки и утверждения проекта планировки территории в отношении территорий исторических поселений федерального и регионального значения;
- Правила заполнения проекта задания на разработку документации по планировке территории, осуществляемую на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов российской федерации и органов местного самоуправления;
- Типовая форма Задания на разработку документации по планировке территории, осуществляемую на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
4. 26.02.2024 принят Закон Республики Татарстан № 5-ЗРТ «О внесении изменений в статью 21 Закона Республики Татарстан «О градостроительной деятельности в Республике Татарстан» и статью 101 Закона Республики Татарстан «Об обеспечении защиты жилищных прав граждан».
Полномочия Кабинета Министров Республики Татарстан в области градостроительной деятельности дополнены следующими:
- определение в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации юридического лица, обеспечивающего реализацию принятого Кабинетом Министров Республики Татарстан, главой местной администрации решения о комплексном развитии территории;
- установление случаев, содержания, порядка заключения и реализации указанного в части 5 статьи 71 Градостроительного кодекса Российской Федерации соглашения, заключаемого в целях реализации решения о комплексном развитии территории, принимаемого Кабинетом Министров Республики Татарстан, главой местной администрации.
5. Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.01.2024 № 29 внесены изменения в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.01.2023 № 63 «Об установлении в 2023 году случаев внесения изменений в генеральные планы и правила землепользования и застройки без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний», а именно до конца 2024 года продлен срок действия указанного постановления, предусматривающего на территории Республики Татарстан внесение изменений в генеральные планы без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний в следующих случаях:
приведение в соответствие с утвержденными документами территориального планирования Российской Федерации, схемой территориального планирования Республики Татарстан;
уточнение границ населенных пунктов, необходимость которого выявлена при внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости;
изменение местоположения существующих или планируемых линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения в соответствии с утвержденной документацией по планировке территорий, прошедшей процедуру общественных обсуждений или публичных слушаний, размещение которых предусмотрено ранее утвержденными в установленном порядке генеральными планами;
размещение объектов социальной инфраструктуры, объектов, предусмотренных программами, реализуемыми за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Татарстан, местных бюджетов, инвестиционными программами субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса, не оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, для которых не предусмотрено установление зон с особыми условиями использования территорий в соответствии со статьей 105 Земельного кодекса Российской Федерации;
изменение границ населенных пунктов в целях включения земельных участков из земель лесного фонда в границы населенных пунктов в случае, если все его границы являются смежными с земельными участками, расположенными в границах населенного пункта;
реализация решения о комплексном развитии территории;
реализация масштабных инвестиционных проектов;
реализация федеральных проектов, входящих в состав национального проекта;
обеспечение строительства многоквартирных домов, включенных в единый реестр проблемных объектов, предусмотренный Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», строительство которых осуществлялось силами и (или) с привлечением средств инвесторов на основании соглашений, заключенных с Правительством Республики Татарстан, а также строительства многоквартирных домов и (или) объектов на земельных участках, указанных в таких соглашениях;
устранение нахождения земельных участков в двух и более функциональных зонах.
Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний в случаях:
изменение (установление) территориальной зоны, подзоны, градостроительных регламентов с целью размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, включенных в утвержденные документы территориального планирования;
изменение (установление) территориальной зоны, подзоны с целью размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, мероприятия по строительству, реконструкции, модернизации, приспособлению для современного использования, создание которых предусмотрено программами, реализуемыми за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Татарстан, местных бюджетов;
приведение в соответствие с утвержденным генеральным планом;
реализация решения о комплексном развитии территории;
реализация масштабных инвестиционных проектов;
реализация федеральных проектов, входящих в состав национального проекта;
обеспечение строительства многоквартирных домов, включенных в единый реестр проблемных объектов, предусмотренный Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», строительство которых осуществлялось силами и (или) с привлечением средств инвесторов на основании соглашений, заключенных с Правительством Республики Татарстан, а также строительства многоквартирных домов и (или) объектов на земельных участках, указанных в таких соглашениях;
устранение нахождения земельных участков в двух и более территориальных зонах.
6. Постановлением Кабинета Министров РТ от 16.02.2024 № 86 внесены изменения в Положение о Министерстве строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан (далее - Министерство), утвержденное постановлением Кабинета Министров РТ от 06.07.2005 № 313.
Так, в новой редакции изложены следующая функция, осуществляемая Министерством: организует и участвует в разработке и реализации государственных программ, проектов и мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в пределах установленной сферы деятельности Министерства, а также иных мероприятий, направленных на обеспечение реализации законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности.
Также, признано утратившим силу постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2006 № 670 «О мерах по дальнейшей реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Республике Татарстан».
7. 06.02.2024 вступило в силу постановление Правительства РФ от 30.12.2023 № 2418 «Об особенностях порядка определения наличия или отсутствия объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, на территориях, подлежащих воздействию изыскательских, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работ по использованию лесов и иных работ».
Так, не проводятся археологическая разведка и государственная историко-культурная экспертиза в целях определения наличия или отсутствия объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, на следующих территориях объектов археологического наследия:
земли (земельными участками), принадлежащими на праве собственности или ином законном основании гражданам и предназначенными для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства);
искусственные земельные участки;
земли (земельные участки) или водные объекты, их части, подвергшиеся природному и техногенному воздействию, в результате которого произошли изменения структуры грунтов на наибольшей глубине залегания культурного слоя;
земли (земельные участки) сельскохозяйственного назначения, используемые для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (за исключением использования указанных в настоящем абзаце земель (земельных участков) для целей строительства объектов капитального строительства, предусматривающих выполнение земляных работ с заглублением в грунт более чем на 0,5 метра);
иные земли (земельные участки) или водные объекты, их части в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
Проводятся археологическая разведка и государственная историко-культурная экспертиза в целях определения наличия или отсутствия объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия в случае проведения на территориях объектов археологического наследия следующих работ:
- земляные работы с заглублением в грунт более чем на 0,5 метра или на глубину, превышающую мощность техногенных грунтов (при их наличии на этой территории), за исключением:
земляных работ, связанных с прокладкой инженерных коммуникаций в существующих каналах, тоннелях и коммуникационных коллекторах;
земляных работ, связанных с реконструкцией и капитальным ремонтом автомобильных дорог первой и второй категорий в границах их полосы отвода;
земляных работ, выполняемых в границах существующих фундаментов и опор зданий, строений и сооружений;
- работы, которые осуществляются с использованием взрывных технологий, а также тяжелых ударных механизмов массой свыше 10 тонн;
- иные работы, выполнение которых ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации в связи с возможным повреждением находящихся под землей или под водой объектов археологического наследия.
8. На рассмотрении Государственной Думы Российской Федерации находится законопроект «О внесении изменений в статьи 48 и 52 Градостроительного кодекса РФ» (№536451-8).
Так, предлагается дополнить статью 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации частью 2.2 следующего содержания: «В случае, если для строительства и реконструкции линейного объекта не требуется получение разрешения на строительство, архитектурно-строительное проектирование может осуществляться исключительно путем подготовки проектной документации.».
9. Подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Положение о составе разделов проектной документации и требований к их содержанию» утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87» (ID проекта:144972).
В соответствии с предлагаемыми изменениями становятся обязательными материалы проектной документации в форме информационной модели.
Уточнены сведения, которые должны содержаться: в разделе 2 «Схема планировочной организации земельного участка», разделе 4 «Конструктивные решения», подразделе «Система электроснабжения» раздела 5, подразделе «Система водоснабжения» раздела 5, подразделе «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети» раздела 5.
10. 13.02.2024 опубликовано постановление Правительства Москвы от 2.02.2024 № 199-ПП «О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. № 120-ПП». Документ упразднил ограничения на высотность застройки в столице (Источник - https://www.pgplaw.ru/).
Новое регулирование распространяет своё действие на всю территорию Москвы, за исключением:
- территориальных зон сохраняемого землепользования (зоны с индексом «Ф»);
- территориальных зон (подзон), расположенных на территориях достопримечательных мест и (или) на территориях зон охраны объектов культурного наследия;
- случаев, установленных в правилах землепользования и застройки г. Москвы и (или) в актах Правительства Москвы.