1.Законом Республики Татарстан от 29.09.2023 № 87-ЗРТ внесены изменения в Земельный кодекс Республики Татарстан.
Теперь предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов для реализации масштабного инвестиционного проекта допускается в случае, если такой проект предполагает строительство многоквартирного дома (многоквартирных домов) общей площадью жилых помещений не менее трех тысяч квадратных метров с предоставлением одной или нескольких мер поддержки пострадавших от действий (бездействия) недобросовестных застройщиков граждан, денежные средства которых привлечены для строительства многоквартирных домов (далее - пострадавшие граждане), указанных в подпункте 5пункта 2 Приложения к Земельному кодексу Республики Татарстан.
2. В соответствии с Законом Республики Татарстан от 28.09.2023 № 81-ЗРТ «О внесении изменений в статьи 2 и 5 Закона Республики Татарстан «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан» Кабинет Министров Республики Татарстан вправе принять решение о наделении регионального оператора полномочиями по закупке товаров (материалов и оборудования, в том числе высокотехнологичного оборудования), необходимых для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта.
3. Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.10.2023 № 1268 внесены изменения в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.09.2021 № 913 «О мерах по реализации проектов комплексного развития территорий в Республике Татарстан».
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.09.2021 № 913 дополнено п. 4.1 о том, что в случае если решение о комплексном развитии территории принимается Кабинетом Министров Республики Татарстан, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, Министерство юстиции Республики Татарстан обеспечивают опубликование проекта решения о комплексном развитии территории на официальном портале правовой информации Республики Татарстан (https://pravo.tatarstan.ru).
Пункт 3 Порядка согласования с органом исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченным в области градостроительной деятельности, проекта решения о комплексном развитии территории, подготовленного главой местной администрации изложен в новой редакции в части перечня документов необходимых для направления Главой местной администрации в Минстрой РТ для согласования проекта решения о КРТ.
Теперь Министерство в течение двух рабочих дней со дня регистрации заявления о согласовании границ территории, в отношении которой планируется принятие решения о ее комплексном развитии направляет проект решения о КРТ в межведомственную рабочую группу по вопросам комплексного развития территорий в Республике Татарстан (далее - межведомственная рабочая группа), которая рассматривает его в течение 10 рабочих дней.
Проект постановления Кабинета Министров Республики Татарстан о комплексном развитии территории теперь также подлежит направлению в межведомственную рабочую группу для рассмотрения границ территории, подлежащей комплексному развитию.
Республиканские органы исполнительной власти, глава местной администрации (далее - согласующие органы) рассматривают границы территории, подлежащей комплексному развитию, в течение 10 рабочих дней со дня получения проекта постановления Кабинета Министров Республики Татарстан о комплексном развитии территории и направляют в Минстрой РТ мотивированные заключения. В случае непоступления заключения в указанный срок границы комплексного развития территории считаются согласованными такими органами.
В случае если по результатам рассмотрения согласующими органами получено хотя бы одно заключение о несогласии с границами комплексного развития территории, Министерство инициирует проведение согласительного совещания в целях выработки единой позиции по границам комплексного развития территории.
4. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21.08.2023 № 604/пр утверждены:
- Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, предметом которого может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, цены такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
- Методика составления сметы контракта, предметом которого может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, цены такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
- Порядок изменения цены контракта, предметом которого может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, цены такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, предусмотренных подпунктом «а» пункта 1 и пунктом 2 части 62 статьи 112 Федерального закона от 5.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
5. Судебная практика: 22.09.2023 Конституционный суд Российской Федерации в своем постановлении № 45-П по делу о проверке конституционности частей 7 и 8 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой Собрания депутатов Кыштымского городского округа Челябинской области указал, что при согласовании генплана необходимо учитывать особенности, установленные законодательством о лесном фонде.
Таким образом, для изменения границ земель лесного фонда в обязательном порядке необходимо согласование федеральных органов исполнительной власти. То есть, согласно толкованию КС РФ, при включении земель лесного фонда в состав населенного пункта п. 8 ст. 25 ГрК РФ о «молчаливом согласовании» не применяется.
6. В Государственную Думу Российской Федерации внесен законопроект № 452646-8 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части урегулирования вопросов, касающихся комплексного развития территорий.
Законопроект предусматривает корректировку положений Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающих права и обязанности лиц, с которыми заключены договоры о комплексном развитии территорий, и юридических лиц, обеспечивающих реализацию принятых решений о комплексном развитии территорий.
Изменения, предлагаемые законопроектом, связаны с необходимостью уравнивания юридических лиц, обеспечивающих реализацию решения о комплексном развитии территории, и лиц, с которым заключены договоры о комплексном развитии территории, в правах и обязанностях при осуществлении отдельных этапов комплексного развития территории.
Комплексное развитие территории возможно как путем заключения договоров о комплексном развитии территории, так и без договоров - юридическим лицами, определенными Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации. Вместе с тем, в рамках действующего правового регулирования такие юридические лица не наделены всей совокупностью прав, предоставленных лицам, с которыми заключены договоры о комплексном развитии территории, в том числе на: самостоятельное принятие решения о подготовке документации по планировке территории; обращение к правообладателям сетям электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, сетям связи для заключения договора о подключении (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к таким сетям.
С учетом комплексного подхода к вопросам совершенствования правового регулирования комплексного развития территорий законопроектом предлагается также внесение других изменений.
Так, предусматривается включение в ГрК РФ положений, устанавливающих возможность осуществления комплексного развития территории в соответствии с ранее утвержденной документацией по планировке территории.
Использование в целях комплексного развития территории актуальной документации по планировке территории, подготовка и утверждение которой осуществлялись не в рамках осуществления комплексного развитии территории, позволит исключить нецелесообразное расходование средств, а также создаст возможность сэкономить временные затраты на подготовку и утверждение такой документации.
Законопроектом предусматривается синхронизация реализации проектов комплексного развития территорий и программ комплексного развития систем коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры, допускается возможность подготовки документации по планировке одновременно с подготовкой изменений в соответствующие программы, а ее утверждение до утверждения таких изменений в данные программы. При этом устанавливается, что внесение изменений в соответствующие программы должно быть осуществлено в срок не позднее, чем девяносто дней со дня утверждения документации по планировке территории в целях ее комплексного развития.
Законопроектом предусматривается возможность применения порядка, предусмотренного статьей 52.2 ГрК РФ, для осуществления мероприятий по переустройству или выносу (переносу) сетей инженерно-технического обеспечения, относящихся к категории линейных объектов, в рамках осуществления комплексного развития территорий, что позволит создать условия для обеспечения соответствующими объектами инфраструктуры территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии территории.
В законопроект включено также положение, устанавливающее требование о размещении в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности принятых решений о комплексном развитии территории, заключенных договоров о комплексном развитии территории, иных сведений, документов, материалов, согласованных, выданных, утвержденных в рамках осуществления комплексного развития территорий, что является необходимым для обеспечения заинтересованных лиц достоверными сведениями для осуществления градостроительной деятельности.
7. Министрой РФ подготовил проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым предлагается продлить до 2024 года срок в течение которого устанавливаются особенности при регулировании градостроительной деятельности (ID проекта:141814), установленные в статьи 7 Федерального закона от 14.03.2022 № 58-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в том числе подготовки, согласования, утверждения, продления сроков действия документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков, выдачи разрешений на строительство объектов капстроительства, разрешений на ввод в эксплуатацию.
8. Министрой РФ подготовил проект постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в исчерпывающий перечень документов, сведений, материалов, согласований, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и необходимых застройщику, техническому заказчику для выполнения предусмотренных частями 3 - 7 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства (ID проекта:142463).
Перечень указанных документов предлагается расширить.
9. Минэкономразвития РФ подготовил проект постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в Правила подготовки и утверждения единого документа территориального планирования и градостроительного зонирования поселения, муниципального округа, городского округа, внесения в него изменений (ID проекта:142310).
Предлагается, что единый документ, применительно к территориям двух и более поселений, и (или) муниципальных округов, городских округов, предусмотренный пунктом 2.1 настоящих Правил, утверждается высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации.
Полномочным органом по принятию решение об утверждении единого документа или об отклонении проекта единого документа определяется высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации (представительный орган местного самоуправления).
10. Минюст РФ подготовил поправки о проведении судебных экспертиз по самовольным постройкам только государственными организациями, а именно предлагает внести изменения в перечень видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями, утверждённый распоряжением Правительства РФ от 16.11.2021 № 3214-р (ID проекта:141946).
Предлагается включить в него судебную строительно-техническую экспертизу по гражданским делам, связанным с самовольным строительством.
Дела, связанные с самовольным строительством, имеют общественное значение и направлены на обеспечение общественной безопасности. Во избежание причинения ущерба жизни и здоровью граждан, искажения облика объектов культурного наследия целесообразно не допускать возможности договорных заключений. Государственные экспертные организации обеспечены контролем качества экспертиз и контролем за квалификацией государственных судебных экспертов, которая подтверждается каждые 5 лет. Так ведомство обосновывает необходимость передачи судебных экспертиз по этой категории дел в ведение государства. (Источник - https://www.pgplaw.ru/)
11. Приняты и действуют новые Гост:
ГОСТ Р 22.1.08-2023 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование опасных гидрологических явлений и процессов. Общие требования»
ГОСТ Р 22.2.14-2023 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организации. Порядок разработки. Требования к содержанию и оформлению»
ГОСТ Р 22.3.21-2023 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории субъекта Российской Федерации. Порядок разработки. Требования к содержанию и оформлению»
ГОСТ Р 22.3.22-2023 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования. Порядок разработки. Требования к содержанию и оформлению»
ГОСТ Р 42.4.15-2023 «Гражданская оборона. Инженерно-техническое оборудование защитных сооружений гражданской обороны. Эксплуатация устройств очистки и регенерации воздуха систем вентиляции. Общие требования».
ПНСТ 856-2023 «Проектирование прокладки линейно-кабельных сооружений транспортной многоканальной коммуникации. Общие требования».
ГОСТ Р 21.619-2023 «Система проектной документации для строительства. Правила выполнения проектной документации внутренних систем и наружных сетей водоснабжения».