1. С 01.09.2023 вступают в силу положения Федерального закона от 29.05.2023 № 191-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» и статью 48-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации».
В частности, в п. 2 ч. 1 ст. 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесены изменения, согласно которым к особо опасным и технически сложным объектам относятся гидротехнические сооружения первого и второго классов ответственности, устанавливаемых в соответствии с законодательством о техническом регулировании.
В Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений" внесены изменения относительно состава нормативно–правовых актов, регулирующих отношения в сфере безопасности гидротехнических сооружений (далее - ГТС).
К ГТС отнесены портовые гидротехнические сооружения.
Основные понятия дополнены такими, как авария на ГТС, вероятный вред, гидроузел, эксперт в области ГТС.
Присвоение (изменение) класса ответственности ГТС производится по результатам очередного декларирования безопасности ГТС.
Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих требований: проектирование, строительство и реконструкция ГТС в соответствии с проектной документацией, разработанной с учетом класса ответственности ГТС, устанавливаемого в соответствии с законодательством о техническом регулировании.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать разработку декларации безопасности ГТС, которой определяется уровень безопасности ГТС .
Исключено понятие гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса. Теперь собственник ГТС, или если он отсутствует, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, при составлении декларации безопасности ГТС обеспечивают определение вероятного вреда и проведение преддекларационного обследования этого ГТС.
Уполномоченными федеральными органами исполнительной власти на основании заключения государственной экспертизы могут быть выданы декларации безопасности ГТС.
2. Указом Президента Российской Федерации от 24.05.2023 № 378
внесены изменения в Указ Президента Российской Федерации от 14.01.2019 № 8 "О создании публично-правовой компании по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами "Российский экологический оператор". Теперь на компанию возложены полномочия по обеспечению эксплуатации государственной информационной системы состояния окружающей среды.
3. 30.05.2023 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2023 № 857 «Об утверждении требований к архитектурно-градостроительному облику объекта капитального строительства и Правил согласования архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства», которое вступает в силу 01.09.2023.
Так, требования к архитектурно-градостроительному облику объекта капитального строительства (далее - АГО ОКС) устанавливаются с учетом видов разрешенного использования земельных участков и ОКС, указанных в градостроительном регламенте, а именно: к цветовым решениям ОКС; к отделочным и строительным материалам, определяющим архитектурный облик ОКС; к размещению технического и инженерного оборудования на фасадах и кровлях ОКС; к подсветке фасадов ОКС.
В постановлении Правительства РФ расширен перечень ОКС, для которых не требуется согласование АГО, а именно для: гидротехнических сооружений; объектов и инженерных сооружений в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения; подземных сооружений; ОКС, предназначенных для наблюдений за физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, определения ее гидрометеорологических, агрометеорологических и гелиогеофизических характеристик, уровня загрязнения атмосферного воздуха, почв и водных объектов; ОКС, предназначенных для обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления; ОКС, предназначенных для обезвреживания, размещения и утилизации медицинских отходов; ОКС, предназначенных для хранения, переработки и утилизации биологических отходов; ОКС, связанных с обращением веществ, разрушающих озоновый слой; объектов использования атомной энергии; опасных производственных объектов, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
АГО ОКС подлежит согласованию с уполномоченным органом местного самоуправления, который в свою очередь взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами субъекта Российской Федерации, а также вправе привлекать на безвозмездной основе представителей экспертного сообщества.
Процедура согласования носит заявительный характер, заинтересованное лицо подает заявление в уполномоченный орган местного самоуправления, а также следующие разделы проектной документации ОКС – пояснительная записка, схема планировочной организации земельного участка, объемно-планировочные и архитектурные решения. Документы подаются лично, посредством почтовой связи или в форме электронного документа посредством ФГИС ЕПГиМУ.
Заявление и разделы проектной документации ОКС подлежит проверке в течение 1 рабочего дня, со дня его получения на предмет их полноты и соответствия форме заявления. Если выявляются нарушения, заявление возвращается заявителю.
Затем в течение 10 дней уполномоченный орган местного самоуправления рассматривает разделы проектной документации ОКС на предмет соответствия требованиям к АГО ОКС, указанным в градостроительном регламенте.
По результатам рассмотрения разделов проектной документации уполномоченный орган местного самоуправления принимает решение о согласовании АГО ОКС или отказе в таком согласовании.
Основанием для отказа в согласовании АГО ОКС является несоответствие архитектурных решений ОКС, определяющих его архитектурно-градостроительный облик и содержащихся в разделах проектной документации, требованиям к архитектурно-градостроительному облику ОКС, указанным в градостроительном регламенте.
Уполномоченный орган, принявший решение, в течение 5-ти рабочих дней размещает решение о согласовании АГО ОКС на официальном сайте органа местного самоуправления в ИТС «Интернет». Направляет копию решения в уполномоченный орган на выдачу разрешений на строительство.
Внесение изменений в АГО ОКС вновь требует согласования в порядке, указанном выше.
4. Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.06.2023 № 678 внесены изменений в республиканские нормативы градостроительного проектирования Республики Татарстан, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 27.12.2013 № 1071.
Изменения касаются сведений о режиме особой охраны особо охраняемых природных территорий Республики Татарстан в отношении объекта – Национальный парк «Нижняя Кама». В частности указано, что на территории национального парка запрещается: разведка и добыча полезных ископаемых, подземных вод, за исключением разведки и добычи подземных вод в целях питьевого, хозяйственно—бытового и технического водоснабжения, необходимых для обеспечения охраны и использования национальных парков, осуществления рекреационной деятельности в границах их рекреационных зон, зон хозяйственного назначения и зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного слоя и горных пород, за исключением случаев, если такая деятельность связана е обеспечением охраны и использования национального парка, осуществлением рекреационной деятельности в границах его рекреационных зон, зон хозяйственного назначения и зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и обеспечением жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка; строительство автомобильных дорог; деятельность, влекущая за собой развитие негативных процессов, влияющих на состояние водных объектов.
Также приведена новая редакция пунктов 2.3 — 2.5 таблицы 35 раздела 11 «Обоснование расчетов показателей для объектов регионального значения, республиканских нормативов» в отношении «Убежищ», «Противорадиационных укрытий», «Укрытий» в части применения новой редакции CП 88.13330.2022 «СНиП II-11-77*. Защитные сооружения гражданской обороны».
5. Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 01.06.2023 № 666 утверждены границы зон объектов культурного наследия г. Чистополя, объединенных зон охраны объектов культурного наследия г. Чистополя, а также режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон.
Всего данным постановлением установлены указанные границы для 8-ми объектов культурного наследия г. Чистополя.
6. Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.05.2023 № 654 отменено постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.05.2009 № 336 «Об определении границ территорий (земельных участков), непосредственно прилегающих к зданиям и другим объектам, на которых проведение публичного мероприятия запрещено».
7. Приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16.05.2023 № 344/пр утверждены состав и порядок ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.
В состав исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства входит 13 документов, рекомендуемые образцы которых приложены к данному приказу.
Ведение исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства по решению застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию ОКС может осуществляться в бумажном или в электронном виде. Для каждого ОКС утверждается перечень исполнительной документации подлежащей формированию и ведению. Расписан порядок ведения исполнительной документации в электронном и бумажном виде.
8. Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.04.2023 № 283 внесены изменения в порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования, утвержденные приказом Минэкономразвития РФ от 21.07.2016 № 460.
Изменения касаются исключения из текста указанного выше Порядка согласования документов территориального планирования ссылок на ч. 7.1 ст. 25 Кодекса, утратившую силу с 01.03.2023.
9. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.05.2023 № 791, предусмотрена возможность изменения границ охранной зоны стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением.
Границы охранной зоны изменяются в случае принятия Росгидрометом решения о переносе стационарного пункта наблюдений.
Кроме того, определены сведения, которые необходимо указывать в решении об изменении охранной зоны.
10. Государственной Думой Российской Федерации в третьем чтении принят проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (законопроект № 1161234-7) в целях реализации положений ст. 2 Федерального закона от 1.05.2019 № 87-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 87-ФЗ) и приведения в соответствие полномочий органов местного самоуправления муниципальных округов с полномочиями органов местного самоуправления городских округов.
Учитывая, что Федеральным законом № 87-ФЗ за муниципальным округом закреплены вопросы местного значения, аналогичные вопросам местного значения городского округа, необходимо внести изменения в законодательные акты Российской Федерации, предусмотрев полномочия органов местного самоуправления муниципальных округов по аналогии с полномочиями органов местного самоуправления городских округов.
Законопроектом предусмотрено внесение соответствующих изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 29.12.2004 № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон от 11.11.1995 № 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", Воздушный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 21.07.2005 №115-ФЗ "О концессионных соглашениях", Федеральный закон от 24.07.2008 № 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федеральный закон от 7.12.2011 №416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федеральный закон от 19.07.2011 № 246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральный закон от 29.12.2017 № 443-Ф3 "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в Федеральный закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" и Федеральный закон от 30.11.1994 № 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
В Кодексе вводится новое понятие «Муниципальный округ», правовой режим которого идентичен городскому округу.
За органами местного самоуправления муниципального округа закрепляются полномочия аналогичные полномочиям органов местного самоуправления городского округа.
Будет предусмотрена возможность подготовки проекта ПЗЗ в том числе и к части территории муниципального округа в отсутствие Генерального плана муниципального округа.
11. В Государственную Думу Российской Федерации внесен проект федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (законопроект № 367889-8). Так, предлагается внести изменения в правовой режим зон с особыми условиями использования территорий. В частности:
- исключаются требования о необходимости установления придорожных полос в отношении дорог четвертой и пятой категорий;
- предусматривается исключение необходимости установления ЗОУИТ в момент получения застройщиком разрешения на строительство. В отношении строящихся объектов вводится обязанность по установлению ЗОУИТ после ввода объекта в эксплуатацию;
- вводятся нормы о возможности внесудебного разрешения случаев сноса объектов капитального строительства и споров о законности их постройки, предусматривающие заключение соглашения между правообладателем объекта капитального строительства и объектом, в связи с размещением которого устанавливается ЗОУИТ, в соответствии с которым сторонами этого соглашения могут быть реализованы технические и (или) технологические решения, обеспечивающие безопасную эксплуатацию этих объектов.